suvatthi_hotu (suvatthi_hotu) wrote,
suvatthi_hotu
suvatthi_hotu

Об окончательной цели Дхаммы, Вопрос Горсти листьев

Горсть листьев: Благодарю. Извините за вопрос немного "не в тему", но что вы ответите, если вас спросят: какова оончательная цель Дхаммы?. Если промолчите в ответ, я пойму, но всё же хотелось бы получить ответ. Спасибо.

Suvatthi hotu: Да вопрос-то в тему, более чем. Хороший вопрос, но "горячий". На одном буддийском (тхеравадинском!) форуме меня забанили (ну фактически забанили, поставили на премодерацию как невменяемого, что явное издевательство) за то, что я высказал осторожные сомнения в отношении привычного железобетонного "единственная цель Дхаммы - окончательное освобождение", на другом таком же вполне буддийском форуме (и очень культурном) меня за это обвиняли, публично оскорбляли, весело травили толпой и угрожали баном. На мега-либеральном форуме dharma-org-ru конечно всё обошлось бы проще, как обычно - скандалом в базарном стиле.

Мне кстати и ваше мнение интересно, Горсть листьев.

1. В контексте беседы об эллинизме, думаю важно разобраться вот с чем: не является ли вопрос "какова окончательная цель Дхаммы" следствием того, что человек смотрит на Дхамму как бы "со стороны", как на объект? И не является ли это признаком того, что человек не вовлечен в Дхамму толком.

Ведь может оказаться так, что человек просто повторяет мысли из популярных учебников-обзоров, прочитанных много лет назад, авторы этих сочинений излагали всё поверхностно, но вот именно что в привычном для нас западных людей "эллинском" стиле, и потому эти мысли "запали", и потом уже их было лень пересматривать, даже несмотря на то, что в самом Каноне было прочитано немало на эту тему...

2. Поскольку я вовлечен в Дхамму, я и вижу её для себя очень личностно, не могу представить её как рассматриваемую "со стороны", объективно. Ведь говоря о Дхамме я должен говорить как бы о части себя, неотделимой части, о своей жизни, о неотъемлемом элементе жизни. Есть по крайней мере одна часть моей личности, которая хочет ответить: "окончательная цель Дхаммы это счастье для меня, в этот самый момент". Конечно это прозвучало бы по-детски...

3. Надо рассмотреть возможность того, что у Дхаммы есть некая цель, независимо от всяких личностей, с ней связанных (может быть Дхамма сама - субъект?). Эта версия не кажется убедительной. Не похоже, чтобы например Дхамма сама по себе как-то реагировала когда принц Сиддхаттха искал и (в итоге) нашел её основы, не похоже на то, чтобы Дхамма проявила какую-то инициативу или волю после того, как Будда решил проповедовать, и так далее... Всё это были цели и действия по их достижению конкретных личностей. И все они сами выбирали цели, сами за свои выборы отвечали, подчиняясь закону каммы, среди прочего. Похоже, что в рамках Дхаммы следует говорить о целеполагании личностей, но не самой Дхаммы.

4. Есть однако, несмотря на сказанное выше, краткий ответ: "окончательная цель Дхаммы - поддерживать всё". Потому её так и называют - "Дхамма", то есть "основа, которая всё поддерживает".

5. Мне часто заявляют, что у Дхаммы всего одна цель, но каждый раз четкой и ясной цитаты из Канона в подтверждение этого заявления привести не могут. Известно наверняка, что цель святой жизни - Ниббана, то есть в случае бхиккху всё понятно, для них цель определена. В случае мирян надо разбираться. Складывается впечатление, что Будда предоставляет нам (мирянам) широкую свободу в этом вопросе. Есть много эпизодов в Каноне, в которых затрагивается тема целеполагания мирян. И разброс целей широкий. Например мне в последнее время близки слова из сутты "Пример с горой". Отзывается довольно сильно. Но есть также слова Будды, побуждающие мирян "быть как Читта и Хаттхака". Это отдельный вопрос, его стоит разобрать, что значит "быть как Читта", тут не всё ясно.

6. В Дхамме важна честность. Важно избегать обмана и самообмана. И вот, если я скажу о себе: "моя цель в Дхамме такая-то" - не уверен, что это будет до конца отражать мою картину ценностей, как она у меня сформировалась сейчас по ходу практики. Вообще осознание таких вещей не всегда простое дело. И тем более выразить это словами может быть не просто.

7. В любом случае, я не могу заявить, что моя окончательная цель это окончательное освобождение. Я рад когда друзья-единоверцы это смело говорят, но у меня с этим проблемы. Боюсь, что не хочу себя обманывать. Правда в том, что я не знаю что такое Ниббана, не понимаю это до конца, она для меня вроде сияющего идеала вдали, и значит сделать её конкретной целью я не могу.

8. С учетом сказаного, понятно, что я не чувствую себя в праве делать заявления "окончательная цель Дхаммы такая-то". Не мне кого-то в чем-то убеждать, по крайней мере сейчас. Вопрос важный, но думаю друзьям его стоит внимательно исследовать самостоятельно.


Горсть листьев: Благодарю за столь развёрнутый ответ. Да, действительно, ответ на поставленный вопрос может быть дан с разных позиций, и две из них вы обозначили очень точно - это позиции, условно обозначить которые можно как Within and Without - "извне/изнутри".
Подход "извне" характерен для бесед с тем, кого мы можем назвать "посторонними" (беру это выражение из сутт) - людьми, не знакомыми, не вовлечёнными или только лишь прверхностно увлечёнными буддизмом. И в этом случае вопрос следует переформулировать как "в чём цель [этого вашего] буддизма?". То есть, каков прок от "этой вашей веры, или, как вы говорите, практики"? Да, это типичный вопрос стороннего наблюдателя, и, что самое интересное, он практически совпадает с вопросом царя Бимбисары, развёрнутый ответ на который стал одной из базовых сутт палийского канона - саманапхала сутта, "Повесть о плодах духовного подвижничества". В ней Будда даёт большой список того, что можно "получить" в результате искреннего и правильного следования Дхамме и её реализации, то есть совершенства на духовном пути. Правда, судя по финалу сутты, царь, хотя и был удовлетворён ответом, но вряд ли был им сильно вдохновлён.
Есть и другой вариант "внешнего" ответа, гораздо более краткий - его дал нынешний Далай Лама. Одни из самых известных его книг называются "Искусство быть счастливым" и "Тайна счастья". Как видите, он говорит практически о том же, о чём и вы. Действительно, зачем же ещё вступать на духовный путь, если только не для достижения счастья?...
А ответ в парадигме "изнутри" для постороннего человека может показаться парадоксальным или даже бессмысленным - ровно так, как воспринимаются ответы дзен-буддийских мастеров на "прямые вопросы":
Монах спросил наставника монастыря "В чём смысл учения Будды?" - "Ты покушал? Иди вымой чашку" ответил наставник.

Tags: целеполагание мирян, цели
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments